Йога Таттва

English version press here.

Вопрос: что вы думаете о трех частях «ОМ»?

Гуруджи: а, у, м , если вы попытаетесь разделить их. Кундалини имеет 3,5 оборота. Ом состоит из 3,5. А, У, М и знак наверху. Это тоже три с половиной. И рост любого человека – это 3,5( от локтя до кончиков пальцев.) И русское «ум» намного ближе к настоящему произношению. Это не совпадение – ум называется «ум», а ОМ –это «аум». Не упанишада, а сплошное разочарование.

Настоящих упанишад меньше 20. В средние века было написано множество текстов, которые в  дальнейшем стали называть упанишадами. С точки зрения йоги и практики значение 7-й шлоки можно передать так: обходя иду и пингалу, концентрируйтесь на сушумне. И также это означает остановку дыхания во время иды и пингалы и включение сушумны. Это именно то, что вы делаете в швасахита пранаяме. Когда вы все контролируете,  вы достигли кхечари, вас обучили технике выполнения швасахиты и набхи крии – силой набхи крии эссенция вашей праны направляется в голову.

Сукха мандала – это сахасрара чакра, так как все удовольствия происходят оттуда. Все ваши удовольствия – внутри головы, там, где вы получаете опыт от разных чувств. Это – в сахасраре.

Некоторые вещи здесь интересны, с некоторыми я не согласен. Особенно грубые методы работы с языком. Бабаджи обучил нас намного более тонким техникам. А здесь – грубая работа.

Вопрос: что означает «абхьяса»?

Гуруджи: практика. Абхьяса означает регулярную практику. Любая практика, доводящая искусство до совершенства, называется абхьясой. Начав выполнять практику, вы каждый день совершенствуете ее. Практика с каждым днем все тоньше и совершеннее, поэтому и необходимо ее делать регулярно. Даже этой практике необходимо что-то еще. Упрощение, улучшение и совершенство. Поэтому вы и продолжаете ее оттачивать. Чем больше вы ее рафинируете – тем более тонкой и чувствительной становится ваша практика.

Шлока 18: величайшее желание практиковать перенесет вас через океан мира. Сохраняйте это желание, с ним вы преодолеете все. Огромное желание, амбиции, и очень регулярные усилия( тапас) в практике; – та Шакти(энергия), которые вы посвятите этому – эта Шакти перенесет вас через любые трудности и преграды.

Еще один интересный момент: вак( язык, на котором мы говорим или способ нашего самовыражения) может быть четырех типов. Первый – чистая мысль, второй – визуальная коммуникация. Третий – язык тела и жесты, и последний – то, как мы используем звуки –  наша речь (вак). Это нисходящий поток вак( речи). Вы можете двигаться в обратном направлении и утвердиться в чистой мысли. Представьте: веревка спускается вниз. Но по ней можно влезть на самый верх. Я пытаюсь донести до вас эту мысль.

Вторая глава – Кхечари мудра

Здесь описано великое знание кхечари. Благодаря ему человек освобождается от старости и смерти. Любому, страдающему от старости, смерти и болезней следует обрести сильнейшее желание к практике кхечари. Кхечари останавливает старость и смерть и уничтожает все болезни. Любого на этой Земле, знающего кхечари, понимающего его сущность, практикующего знатока   – необходимо принять как Гуру и довериться ему и получить от него знание. Потому что в нем сочетаются практика и искусство кхечари. Это большая редкость: мелана и искусство практики. Мелана означает союз, а также какую-либо практику.

Вопрос: что означает: мелана и кхечари не действуют вместе?

Гуруджи: в двух словах: вы просто делаете практику, но достижение кхечари – достаточно редкая вещь. Мелана – это достижение кхечари. Прикладывая все силы, концентрацию, эмоции и чувства, вы продолжаете эту практику в разных воплощениях, и в одном из рождений йогин достигает кхечари. Благословенны уста Гуру, благодаря которому йогин получает тайное знание и благодаря этой практике достигает реализации. Следуя книгам и знанию, полученному от Гуру, он достигает ее. И тогда он пересекает этот океан мира, достигает освобождения и становится подобным Шиве.

Важный момент 10-й шлоки: без шастр даже Гуру не может обучить вас. Чрезвычайная редкость в этом мире – найти настоящие шастры. 11-я шлока касается всех вас: ищущий знания должен обойти весь мир, пока он не получит книги и Гуру. Шастры  означает истинные книги искусства. Древние записи. Даже в Гите в 16-й главе Кришна говорит, что в смутное время только древние книги несут реальные знания, и вам нужно следовать им. В них содержится знание людей, достигших реализации благодаря тяжелой работе; это их опыт, из сострадания переданный будущим поколениям.

Вопрос: а вот ваши книги?

Гуруджи: в будущем они станут частью шастр. Шлоки 14-15: сохраняя в тайне найденного вами Гуру, реализованного в божественном знании – отправляйтесь к нему и получите искусство кхечари и практикуйте его, открывая ум и сознание.

 

Таким образом, йогу нужно хранить в секрете. Благодаря этой практике йогин достигает совершенства в кхечари. Существует перевод кхечари как « летящий в небе». «кхе» – под, «чар» – движение в небе. Но если вы вернетесь к Хатха Йога Прадипике – здесь описано движение ума в пустоту. Ваш язык также движется в пустоту внутри, туда, где расположена кхечари мудра. По моему мнению, постоянной практикой кхечари вы достигаете единения с сознанием пустоты. И здесь начинаются совершенно другие знания. Вы выходите за ограничения тела, и это возможно только благодаря кхечари.

Вопрос: в 7-й шлоке говорится, что после обучения вам нужно приступать к практике очень осторожно. Почему?

Гуруджи: вы понимаете, это сила практики. Если что-то пойдет не так, кто-то не имеет опыта – просто сказал вам что-то делать и вы начали это делать – случиться может все что угодно. Вам придется быть осторожными – вы работаете напрямую с сознанием, умом и самой сущностью жизни.

Вопрос: что значит сиддхи кхечари?

Гуруджи: сиддхи означает финальное достижение. В бенгальском языке и даже в древнем санскрите – приготовленный рис или картошка называется «сиддха». Поэтому сиддха – последний уровень достижения чего-либо.

7-я шлока: когда вы утвердитесь в сознании пустоты, все божества склонятся перед вами. Кхечар означает здесь не только богов, но все, что способно летать, передвигаться по небу. Боги – это девата.

Вопрос: связь с Кхечари шакти означает – с Кундалини шакти?

Гуруджи: более или менее. В следующей шлоке описывается биджа мантра для кхечари, причем очень мистическим образом. Но если просто ее петь, ничего не произойдет. Получив ее от Гуру, вы станете известным йогином и сможете контролировать всю майю; и майя не будет оказывать на вас влияния даже во сне. Здесь что-то не так: если бы это было так просто, любой мог бы начитать эту мантру 500 раз и начать летать в небе, но таких случаев не было. Это значит тот, кто писал эту упанишаду, ничего не знал об искусстве Крия йоги.

Горакхнатх не описывает подрезание языка, и только в Горакша самхите вы можете найти выполняемые нами техники. Иногда я думаю – все техники йоги вышли из традиции натхов, и они сохраняли их в тайне очень долгое время.

Я видел двух человек, которые подрезали себе язык, чтобы сделать кхечари. Но они быстро стареют, поэтому что-то было сделано неправильно. Даже сам надрез требует тончайшей техники. Я подрезал язык 7 или 8 ученикам – и очень успешно. И я инстинктивно знал где именно и сколько именно нужно подрезать. Без всех этих деталей надрез не сработает. Если кто-то ограничен в талабхи крие – языку некуда дальше вытягиваться, или есть физиологическая проблема – рот недостаточно открывается или язык недостаточно вытягивается, тогда в нужном месте делается небольшой надрез. И при таком надрезе выделяется максимум 2-3 капли крови, если вы в точности следуете инструкциям. На следующий день под языком немного набухает, но даже в этом состоянии вам нужно делать талабхи крию. И тогда язык становится минимум на 2 мм длиннее, и иногда этого достаточно, чтобы сделать кхечари. Но в целом я не поддерживаю подрезание.

Вопрос: что означает караньяса во время пения мантры?

Гуруджи: определенный вид ньясы – движения рук и пальцев во время пения мантр.

Вопрос: как это возможно – завести язык в брахмарандхру?

Гуруджи: очень важный вопрос. Где находится брахмарандхра и что такое брахмарандхра? Вы думаете это возможно – достать языком до макушки головы? Когда вы заводите язык в кхечари, макушка как бы образует собой дно перевернутого горшка. Выходы ушных отверстий, носа, глаз, брахмарандхры – все они соединяются в этой точке. И когда вы заводите язык, вы касаетесь одновременно всех этих выходов. На самом простом примере: закапайте какие-нибудь капли в глаз, и вы почувствуете их вкус, выходы связаны. То же самое касается ушей. Эта полость внутри, за ноздрями, называется талу – и это начало сахасрара чакры. Брахмарандхра находится там, внизу. На дне перевернутого горшка, а не на верхушке. Когда она закрыта, все гормоны текут вниз. Они выделяются мозгом, сверху вниз. Здесь еще один акцент: когда ваш язык снаружи, все гормоны попадают в пищеварительный тракт и перевариваются вместе с пищевыми соками. Но когда ваш язык внутри – как  вам скажет любой врач – вы получите их через язык; под языком находятся два маленьких отверстия, за зубами, и они имеют прямую взаимосвязь с сердцем. Поэтому, если у вас сердечный приступ – таблетка кладется под язык. Выходные отверстия слюнных желез.

Вопрос: что значит матхана, которую надо выполнять осторожно после входа в брахмарандхру?

Гуруджи: вы двигаете головой с языком внутри – вы уже это делаете. Уверен, после этой книги возрастет ваше доверие к практике. Где находится окончание черепа? Оно может быть в любом месте, в том числе внутри.

Шлока 32: оберните язык тканью и медленно-медленно вытягивайте. Это еще одна вещь, которую я делать не рекомендую. При подрезании языка и практике его вытягивания травмируются особо тонкие нервы; а на языке все должно остаться в целости и сохранности, каждый из нервов очень важен и несет свои функции. Ни один охотник не ест язык. Львы, тигры, другие хищники – никогда не едят язык. Здесь явно какая- то тайна: если лев оставляет язык несъеденным,  и так же поступают падальщики, пантеры, собаки и другие.

Вопрос: что вы можете сказать о следующей шлоке, где йогин способен доставать языком до волос на голове после 3-х лет практики?

Гуруджи: здесь говорится – до кончиков волос. А также до плеч и до основания горла. Я думаю здесь говорится о касании снаружи, не изнутри.

Вопрос: что делать с жидкостью, выделяющейся пока язык находится в кхечари?

Гуруджи: принимать внутрь.

Вопрос: а можно это сделать, не вынимая язык из кхечари?

Гуруджи: конечно; это придет с практикой. Это очень мощный эликсир, в нем сочетается множество редких гормонов. Цените его, и получите мощный эффект, в том числе и на ум( сознание). Хочу отметить, что здесь везде упоминаются техники с языком снаружи, и нигде внутри. А дверь Брахмы находится внутри.

Вопрос: что значит свет Брахмы?

Гуруджи: слияние с Брахмой. По моему мнению, с этого момента начинается слияние с вашим собственным умом. Когда вы потеряете ощущения тела и только ваш ум останется жив – величайший жив в этот момент.

Развивая ваши чакры, вы движетесь все глубже и глубже в ваше подсознание; и чем глубже вы погружаетесь – так глубоко как можете – подсознание постепенно становится сознательным. Здесь вы гармонизируете, или можно сказать синхронизируете ваши физическую и ментальную составляющие. И они становятся единым целым.

Манас не полон, не совершенен, потому что он познает себя сам – и поэтому используются все эти техники. Без тела ум не может познать сам себя. Возвращаясь к моим комментариям к Шива сутрам: ум и тело – союз ума и тела достигается сознанием.

Вопрос: что такое бинду( 5-я шлока)?

Гуруджи: бинду – это точка творения. Иногда под бинду также подразумевается творец. Потому что из бинду – вспомните «ом» – начинается вибрация, бинду – ее источник. Безударный звук. И когда вибрация этого звука уплотняется – мы видим мир. Поэтому бинду – это творец. Оно существует, не имея формы и измерения. Ум – это бинду, ум – создатель. И это неотделимо от Крии.

Сила, находящаяся в Солнце и Луне, является причиной связанности. Превзойдите их, поместите Шакти в сушумну, и двигайте ее – и тогда вы достигнете освобождения. И поместите вашу прану в бинду.

Вопрос: что такое мелана мантра?

Гуруджи: я думаю, речь идет о биджа мантрах, для всех шести – разные мантры. Потому что дальше следует описание шести чакр.

С языком внутри вы двигаете горшок. Существует 2 метода взбивания чего-либо: или вы вращаете между ладоней палку – мешалку в горшке, или же мешалка неподвижна, а вы вращаете горшок вокруг нее. Поэтому вы используете второй способ, так как двигать языком невозможно. Вы двигаете горшок, сохраняя язык в нужном месте. При этом получаете совершенно другой эффект. Постоянным вращением вы самостоятельно делаете нектар.

Вопрос: объясните пожалуйста: йогин должен сохранять манас в Шакти и Шакти – в манасе?

Гуруджи: пустота и Шакти означают одно и то же, но в данном случае Шакти – это Кундалини. Кундалини – это ваше сознание, поэтому сохраняйте сознание в уме, а ум – в сознании. Вы расширяете сознание, исходящее из вашего ума, выходя за его пределы, и таким образом начинаете понимать сам ум. И чем больше вы будете понимать ваш ум, тем больше вы станете понимать ваше сознание. Одно следует вместе с другим. Когда вы начнете наблюдать собственный ум, вы будете наблюдать собственный ум только с помощью своего собственного ума, и здесь нет третьего наблюдателя за вашим умом. Здесь даже второго наблюдателя нет. Только в целях обсуждения, чтобы передать значение, говорится – наблюдайте себя с помощью себя. Манас – это полный, общий ум, включающий в себя подсознательный и сознательный ум.  И сознание – это проявление нашего ума, получить опыт которого мы можем лишь в очень малой степени. С этой небольшой доступной частью сознания вы начинаете изучать собственный ум.  И тогда, когда вы изучите ваш ум, вы начнете понимать его – и это окажет прямое воздействие на ваше сознание. Я говорю о сознании как об осознанности. Вы можете назвать это сознательным умом. С помощью сознательного ума вы начинаете наблюдать подсознательный. А с помощью подсознательного вы начинаете развивать сознательный ум. А с развитием сознательного ума вы получаете больший доступ к подсознательному. И так по кругу, одно за другим.

Шлока 128: здесь они переводят «амриту» как «мочу». Если бы просто питьем мочи можно было бы достичь бессмертия – уже все бы стали бессмертными. При выполнении випарита карани мудры из вашего мозга начинает выделяться определенный (отличающийся от обычно присутствующих) гормон – это и есть «амрита», но никак не моча.

Шлока 130: бхагаван Вишну – величайший йогин, величайший элемент, и величайший тапас.

Шлока 131: Очень странно после описания таких возвышенных вещей они опять вернулись к грудям. Я имею в виду, что это как-то странно. Здесь описан человек, вступивший на этот путь, что сначала он сосал грудь как младенец, а теперь тискает ее в поисках удовольствия. Не понятно, с чего вдруг здесь такие сравнения. После описания великих практик опуститься к этому.

Почему этот процесс так привлекает внимание? Когда вы были свободным духом, вы были привлечены во время сексуального контакта между мужчиной и женщиной, потому что это – огромная сила, Шива и Шакти. И благодаря этому вы попали в сперму. И инстинктивно вы знаете, что можете освободиться, только выйдя наружу. Это основное инстинктивное притяжение – вы это знаете на уровне духа. Не то чтоб это извращение, но здесь такое описание не к месту. Поэтому информации такого рода очень много в тантре. Не из-за секса как такового, а благодаря огромной силе. Тот, кто является отцом, также является и сыном, и тот, кто был сыном, сам становится отцом – и так бесконечно по кругу. Я думаю, это не очень важная упанишада, раз присутствуют такие переходы. Не воспринимайте ее слишком серьезно.

You may also like

Leave a comment